Развитие интонационной выразительности детской речи - РУССКИЙ КАК РОДНОЙ

Нажмите «Ввод», чтобы отправить форму.

Развитие интонационной выразительности детской речи

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

 

Важнейшее средство воздействия на собеседника – ИНТОНАЦИЯ. Ребенок понимает интонацию говорящего, а долго до того, как начинает понимать значение слов.

Интонация представляет собой очень сложное явление, ее составляют изменение тона голоса, длительность звучания предложений, наличие или отсутствие паузы внутри фразы, тембр, темп речи, ударения.

От интонации зависит эмоциональная окраска речи. С помощью интонации можно выразить все чувства, их разнообразную палитру и гамму: негодование, радость, страх, ликование. Сомнение. Отвращение, гордость, зависть.

Интонация не только выражает отношение говорящего к тому, о чем идет речь, но одним и тем же словам может придать совершенно разные оттенки, может расширить их смысловую емкость до того, что слово приобретает противоположный смысл.

Благодаря интонации одно и то же слово можно произнести на сто ладов: приветливо, ехидно, сухо, мрачно, ласково, высокомерно, равнодушно, заискивающе и т.д.

Интонация связана с общей и речевой культурой, может охарактеризовать говорящего, даже выдавать его профессию. Не случайно в языке появились такие определения: «говорит, как учитель», «кричит, как торговка», «начальственный тон (окрик)», «прокурорский тон».

Непроизвольные естественные интонации детской речи часто бывают очень забавны, выразительны.

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ интонации ребенку-дошкольнику часто не удаются, и когда бывает нужно наизусть прочитать выразительно стихотворение, то заученные слова звучат «по-деревянному». Грустно видеть обычно подвижного ребенка с чудесной точной мимикой и изумительной пластикой, стоящего на сцене в позе загипсованного и произносящего словно чужим монотонным голосом стихи.

Работать над интонационной выразительностью речи малышей до 4 лет совершенно невозможно, если не использовать параллельно движения, пластику. Самый доступный способ работы над интонацией – «перевоплощения» и игровые подражательные движения как телом, так и голосом. «Перевоплощения» используются на музыкальных, физкультурных и речевых занятиях. Даже у трехлетних детей возникают предпосылки произвольной передачи характерной интонации, если педагог покажет, как это сделать, и при этом непременно назовет образ: «Двигаемся и «разговариваем», как котенок… (щенок, утенок, цыпленок, лягушка, лиса… и т.д. и т.п.). Вот так. Послушайте и посмотрите, как это у меня получается. А как у вас?»

Народная педагогика в детском фольклоре создала непревзойденный материал для подобных «интонационных» игр. Часто в сказках персонажи произносят один и тот же текст разными голосами с различной интонацией, например: «Кто? Кто в теремочке живет? Кто? Кто в невысоком живет?»; или «Отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла, молочка принесла». Как и герои, интонации контрастны и по тембру, и по темпу, и ребенок, слушая сказки, учится понимать через интонацию характер героев, пытается сам воспроизвести ее, помогая взрослому «читать», разглядывая иллюстрации и разыгрывая сценки.

Элементы одежды сказочных персонажей, которые ребенок надевает, подсказывает ему нужные движения и соответствующий тембр голоса, и темп речи.

Для детей четырех лет интонационные игровые задания (этюды) можно включать в различные виды деятельности и режимные моменты: от утренней зарядки до вечернего расставания. «Представь и покажи, как говорит злым голосом волк», «…как добрым Снегурочка», 2Скажи тихо, как белочка», «Скажи медленно, как черепаха», «Скажи четко, как командир», «Попрощайся громко со всеми детьми так, как обычно твой папа это делает», «Скажи четко, как воспитательница».

Во время разнообразных игр четырехлеткам нравится громко и выразительно объявлять их названия, мена водящих, победителей, но больше всего нравится произносить тексты речевок, например такой:

«Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар».

Речевки есть даже для хоровода: «Вот такой ширины, вот такой вышины…».

Детей четырех лет и старше увлекают диалоги на тарабарском языке. Главное достоинство подобных игр – веселье и возможность упражнять артикуляционный аппарат, незаметно работать над дикцией и осознанием интонационной возможности речи. Предложите детям поговорить так:

«Кунда, мунда, карагунда

Бунда, рунда, маралунда».

Варианты тарабарщины вы можете придумать самостоятельно.

Дети непременно подхватят идею создания «нового языка» и сразу же возникнут его новые версии и интонации.

Непременно покажите, как можно произнести эту тарабарщину: с угрозой, с тревогой, с иронией, со смехом, просяще-умоляюще, как приказ.  Попробуйте ее использовать и для работы над темпом. Известно, что игра, радость всегда помогают осваивать новое, а здесь абракадабры веселят детей как возможность играть звуковой материей речи: слогами, словами, темпом, тембром, ритмом, паузами, ударениями.

Работа над тоном, темпом, тембром, паузами и другими компонентами интонации пяти-шестилетних детей эффективно проходит как в двигательных играх, этюдах, так и в драматизациях, театрализованных играх и «концертной деятельности», во время подготовки выступлений со сцены.

Попробуйте открыть в вашем доме (квартире). Для него не нужны специальные сценарии, любой текст становится им – потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, приговорки, перевертыши. В них столько пластики, действия и скрытого озорного юмора. Русский детский фольклор – просто воплощение страсти к смешному. А смех превращает взрослых и детей в соратников.

Работа над интонационной выразительностью речи станет общим творчеством, если вы разыграете «Телефон» К. И. Чуковского по ролям и при этом будете пробовать, подбирать несколько вариантов интонаций для всех персонажей. Сколько дети при этом получат невербальной информации о способах общения, сколько получат удовольствия от причастности к чему-то увлекательному, радостному, важному.

Перевоплощение в Слона, в Крокодила, Мартышек, в Газелей, в Кенгуру, в Медведя. Сколько характеров, сколько интонаций!

«Ваш голос рассказывает о Вас» – не случайный вывод психолингвистов. Попробуйте изменить ситуацию, предложить варианты. Например, владелец телефона охрип, или плохо слышит, а «абоненты» то веселы, то грустны, то рассеяны, то излишне назойливы. А разговор о «правилах пользования телефоном» получится между делом само собой.

С запоминанием стихов, если они разыгрываются, проблем не бывает, они запоминаются «на всю жизнь».

Для развития навыков общения, культурного поведения можно разыгрывать сценки знакомства героев сказок, их поведения в разных ситуациях. Как себя ведут герои? Как принято себя вести? Как и что принято говорить в различных ситуациях? Все эти проблемы излагаются не обзором-нотацией, а «телесно проживаются», «театрализуются».

Дети обожают переодеваться, притворяться кем-то. Надев чей-то костюм, словно надевают характер: «Я лисой буду…Я Лиса». И уже походка, улыбка, интонация – все меняется.

Организуйте ряженье и встречу героев из разных сказок. Интересно, как бы они встретились и что сказали бы друг другу при встрече, например, Василиса Прекрасная, лиса Алиса и Золушка. Может быть, ничего бы не сказали и даже видеть бы друг друга не захотели? Как встретились бы Волк и Карабас-Барабас с Кощеем? Неужели сразу бы стали драться?

Попробуйте изменить сценарии известных сказок. Что если сказку «Волк и семеро козлят» перескажет Волк, и не просто перескажет, но станет режиссером и поставить ее на сцене? Интересно с чего он начнет рассказ, спектакль? Чем закончит? А если и «Красную Шапочку» тоже перескажет Волк? Приемы изменения хода событий, внесение новых деталей, дополнительно развивают фантазию. «Фантазирование есть не что иное, как эмоциональное мышление», – так считают психологи.

Благодаря деятельному участию самого ребенка в творческом процессе преобразования сказки развиваются и память, и воображение. А «воображение – это выражение, представление в образе». Из особенностей детской фантазии рождаются основные свойства и качества личности ребенка, его творческая активность и даже умение решать проблемы и преодолевать трудности.

Тот, кто решится на использование описанного опыта, обязательно столкнется с проблемой детского неумения слушать другого. Каждому ребенку хочется самому говорить, выступать, не соблюдая очереди. Помогают и диалоги, и хоровое чтение стихов, декламация вдвоем и втроем.

Можно сделать запись беседы, в которой взрослый задает вопрос, а отвечать пытаются все, перебивая друг друга. После прослушивания будет очень кстати разговор, приводящий к выводу, что тот, кто умеет слушать другого, обычно бывает внимательно выслушан. Таким образом мы готовим детей к важной роли в жизни – роли внимательного собеседника.

Оставить комментарий.

Архив
0
    0
    Корзина
    Ваша корзина пустаВернуться в магазин

        ВходРегистрация
          Загрузить
          Удалить
          Please wait...
          Free
          0.00EUR
          Discount ()
          -0.00EUR
          Subtotal
          Fee
          0.00EUR