ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА - РУССКИЙ КАК РОДНОЙ

Нажмите «Ввод», чтобы отправить форму.

ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Игры направленные на активизацию словарного запаса помогут вам в увеличении активного словаря и переводу слов и з пассивного в активный.

Занимаясь с ребенком каждый день, разговаривая с ним, читая сказки, смотря мультики мы формируем  пассивный словарный запас.  Все новые слова словно складываются в “коробочку”. Они могут так и остаться  в пассивном запасе навсегда.  Чтобы активировать эти слова и перевести в активную речь вам потребуется время и усилия.  Конечно можно использовать усидчивость и “заставить” ребенка заниматься. Но это приведет к обратному эффекту и вызовет негативное отношение к научению.

Наиболее эффективным способом активизировать пассивный словарный запас являются игры. Мы подготовили для вас серию игр, направленных на активизацию словарного запаса.

ИГРА “ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩЕЕ СЛОВО”

Цель: активизировать  в речи слова, обозначающие названия транспортных средств, их деталей, признаков, качеств, профессий, с ними связанных.

Материал: картинки (игрушки) различных видов транспорта.

Вариант 1. Игровые действия: развивать диалог на заданную тему.

Взрослый. Доскажите диалог между участниками дорожного движения и водителем.

Водитель. Би-би-и-ип!

Ребенок. Кто ты?

Водитель. Водитель ( автослесарь, автомеханик, постовой ГАИ, диспетчер, рабочий и т.п.)

Ребенок. Откуда?

Водитель. Из автопарка (таксопарка, автосервиса, СТО, автомойки, автостоянки и т.п.).

Ребенок. А что там делают?

Водитель. Красят автомобили (моют, осматривают, охраняют, тестируют и т.п.)

Ребенок занимает место водителя, роли меняются, игра повторяется.

Вариант 2. Игровые действия: подбирать слова-признаки (или слова-действия) к названному предмету (виду транспорта).

Взрослый. Разделитесь на две команды. Расскажите о разных машинах – какие они? Чем больше подходящих слов, тем лучше. Та команда, которая назовет последней правильное слово, становится победителем.

  • Корабль (какой?) – (большой, красивый, быстрый, белый, грузовой.) (Лодка, яхта, пароход, катер, капитан, матрос, радист, кок.)
  • Автобус (какой?) – (быстрый, полный, мчащийся, красивый).
  • Троллейбус (какой?) – (веселый, разноцветный, гудящий и т.д.)
  • Автобус (что делает?) – (едет, идет, мчится, стоит, обгоняет, останавливается, тормозит и т.д.)
  • Троллейбус (что делает?) – (перегоняет, мчится, разгоняется, подъезжает и т.д.). (Трамвай, грузовик, мотоцикл, поезд.)
  • Самолет (какой?)- большой, быстрый, серебристый.)
  • Самолет (что делает?) – (летит, взлетает, приземляется.)

Вариант 3. Игровые действия. Подбирать названия частей и деталей транспортных средств.

Взрослый. Ребята, назовите детали, части машины, которые имеются у любого транспортного средства. (окно, дверь, сиденье и т.д.)

 – В каких транспортных средствах нет руля? (В самолете и на корабле – штурвал, а в поезде и трамвае – рычаг._

-Какие части и детали вы знаете у самолета? У поезда? У корабля? 

Та команда, которая назовет последней правильное слово, становится победителем.

 

ИГРА “СТО”

Цель: активизировать  в речи слова, обозначающие названия транспортных средств, деталей, упражнять в словоизменении.

Материал: картинки (игрушки) различных видов транспорта.

Вариант 1. Игровые действия: называть детали, недостающие в игрушке или рисунке машины (употребление существительных в форме родительного падежа).

Детям раздаются рисунки машин с отсутствующими фрагментами.

Взрослый. Эти машины находятся в автомастерской (на станции технического обслуживания – СТО). Чего не хватает каждой из них?

(самолет без крыла, вертолет без винта, самолет ез хвоста, автомобиль без кузова, трамвай без штанги.)

-Сможем ли мы их “отремонтировать”? Надо постараться и дорисовать недостающие детали.

Вариант 2. Игровые действия: подбирать названия транспортных средств по принципу наличия в слове заданного звука.

Воспитатель. Стать водителем в нашей игре может каждый. Для этого надо знать, с какого звука начинается твое имя. (Света, Сережа, Слава, Соня, Саша – [c]; Вова, Виталик, Владик, Веньямин – [в]; Наташа, Надя, Никита, Николай – [н] и т.д.).

-Это первый звук будет вашим пропуском в выборе транспортного средства: можно выбрать только ту машину, в названии которой имеется твой звук ( в любом месте слова). Например [с]: самолет, санки, самосвал, самоход, троллейбус, автобус.

 

Вариант 3. Счет на “СТО”.

Игровые действия: называть транспортные средства с заданным числом (согласуя в роде, числе, падеже).

Взрослый демонстрирует картинки (корабль, лодка, яхта, пароход, катер, капитан, матрос, радист, кок) и показывает карточки с числами 1,3, 5 (вразброс). 

Дети отвечают: “Три парохода”, “Один пароход”, “Пять пароходов”. И т.д.

  • Добавьте слово – какой самолет? (Один грузовой самолет, три пассажирских самолета.)
  • Какая ракета? (одна космическая ракета.)
  • Какие вертолеты? (Пять спасательных (спортивных) вертолетов). И т.д.

ИГРА “РАЗНЫЕ МАШИНЫ”

Цель: активизировать  в речи слова, обозначающие названия транспортных средств, деталей, упражнять в словообразовании.

Материал: картинки (игрушки) различных видов транспорта.

Вариант 1. Игровые действия: называть транспортные средства в разных формах сравнительной степени.

Взрослый. Послушайте о чем говорится в стихотворении.

Автомобилище

-Мне , автомобилищу,

Чего бы не забыть еще?

Вычистили, вымыли,

Бензином напоили.

Хочется мешки возить.

Хочется пыхтеть еще.

Шины моитолстые – 

Я слон Автомобилий.

Что-то мне не терпится – 

Накопилась силища,

-Я автомобилище.

Ну-ка покатаю

Я ребят охапку! 

(О. Мандельштам.)

  • Посмотрите, какой у нас большой грузовик! В его кузов мы будем складывать картинки машин и называть их словами в превосходной форме, а в маленькую машину с кузовком – в уменьшительной форме.
  • Разделитесь на команды и назовите изображенные на картинках предметы в уменьшительной форме и в увеличенной степени. Например: автомобиль – автомобильчик – автомобилище. Автобус, ракета, корабль и т.д.

Вариант 2. Игровые действия: называть транспортные средства по способу их действия.

Взрослый. Назовите машины одним словом.

От снега очищает – …, сам сваливает груз – …, молоко возит – …, ходит по луне – …, ходит при помощи пара – …, бетон мешает – …, везде ходит – …, груз поднимает – …, воду возит – …, бензин возит – …, цемент возит – …, мусор возит – …, хлеб убирает – …, при помощи электричества возит – …, сам летает – …, при помощи пара возит – …, при помощи тепла возит – … .

Вариант 3. Игровые действия: называть транспортные средства, их детали и части по материалу, из которого они изготовлены (образование прилагательных от существительных).

  • Колесо из резины – резиновое колесо, кабина из железа – …, руль из пластмассы – …, сиденье из кожи – …, кузов из дерева – …, фургон из брезента – …, рельсы из железа – …, окно из стекла – … .

Вариант 4. Игровые действия: назвать действия транспортных средств (употребление приставочных глаголов).

Взрослый выставляет игрушки: гараж, машину, мост, стоянку. 

Дети дополняют предложения: “Машина из гаража… (выезжает). Машина вокруг гаража… (объезжает). Машина к мосту… (подъезжает). Машина с моста… (съезжает). Машина перекресток… (переезжает). Машина от стоянки… (отъезжает). Машина в гараж… (въезжает)”.

УПРАЖНЕНИЕ “ВЕСЕЛЫЕ ВОДИТЕЛИ”

Цель: закреплять навык правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи.

Методические рекомендации: чисто и правильно произносить фразу чисто-скороговорки, декламировать стихотворный текст по цепочке.

Воспитатель: Ребята, веселые водители знают много чистоговорок и загадок. Например:

  • Регулировщик движение регулировал-регулировал и дерегулировался.
  • Повторите их правильно, с разной скоростью и интонацией.

Л-Р

  1. Большой корабль прибыл в порт. Бросил трап: “Прошу на борт!”
  2. Многолюден, очень молод, Под землей грохочет город. А дома с народом тут Вдоль по улицам бегут. (Метро.)
  3. К нам во двор забрался крот, роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, если крот раскроет рот. (Экскаватор.)
  4. Воду возит водовоз. А бензин – бензовоз. А в большой железной бочке, что везет молоковоз? (Я. Купала.)
  5. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тараторят. По рельсам трутся, грохотят с горы катиться не хотят.
  6. Только чуть светает, и троллейбус выезжает. За провода вцепился, по асфальту прокатился. (Я. Купала.)
  7. Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Ручищами огромными ворочал он сугробами! (Снегоуборочная машина.)

Ш-Ж

  1. У нашей машины шипы на шинах.
  2. Незнакомец краснокожий с ярко-желтою полоской, на автобус чуть похожий, на троллейбус чуть похожий – Кто он все-таки такой? (Трамвай.)

С-З-Ц

  1. Не боится эта птица ни куницу, ни лисицу, не гнездится, не поет. Эта птица – самолет!
  2. Самолеты загудели, самолеты полетели. На полянку тихо сели, да и снова полетели.
  3. Пыхтит паровозик, гудит паровозик, покоя нет никому. Устал паровозик, уснул паровозик. Четыре годочка ему.
  4. Самолет построим сами, понесемся над лесами, понесемся над полями, а потом вернемся к маме!

Ч-Ть

Вот силач, так уж силач!

Отдуваясь на ходу,

Тянет лес, везет руду.

Не желает отдохнуть,

Дайте только потянуть.

И поэтому силач

Называется… (тягач).

ИГРА “УЗНАЙ КАРТИНКУ!”

Цель: активизировать в речи детей названия объектов транспорта, их частей, деталей, профессии людей.

Материал: картинки (игрушки) различных видов транспорта, экран с прорезью.

Вариант 1. Игровые действия: узнавать транспорт по части изображения, называть виды транспорта, его детали.

  • Сейчас я прошу вас помочь водителям в темноте узнать машину. Они видят только часть машины, которую освещает свет фонарика. И мы с вами увидим эту часть в кружочке. Играем в игру “Узнай машину!”. Каждый из вас по очереди узнает, какая машина спрятана на моей картинке.
  • По каким деталям ты ее узнал?

Вариант 2. Игровые действия: называть по картинкам транспортные средства, профессии людей.

  • Кто управляет самолетом? (Летчик.)
  • Кто обслуживает пассажиров самолета? (Стюардесса.)
  • Кто управляет космической ракетой? (Космонавт.)
  • Кто управляет вертолетом? (Вертолетчик.)
  • Как называется воздушный транспорт, который перевозит пассажиров? (Воздушно пассажирский транспорт.)
  • Как называется воздушный транспорт, который перевозит грузы? (Воздушно грузовой транспорт.)
  • Человек, который водит автобус (троллейбус) – (водитель).
  • Человек, который водит поезд – (машинист.)
  • Человек, который водит трамвай – (вагоновожатый.)
  • Человек, который водит грузовик – (шофёр.)
  • Человек, который продает билеты в автобусе, троллейбусе, трамвае – (кондуктор.)
  • Человек, который проверяет билеты в автобусе, троллейбусе, трамвае – (контролер.)
  • Человек, который обслуживает пассажиров в поезде – (проводник.)

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид,

Управляя кораблем.

И бинокль есть при нем. (Капитан)

  • Спросите у ребенка какая профессия ему нравится и почему?

Вариант 3. Игровые действия: определять виды транспорта по названию профессии людей, управляющих этим транспортным средством.

Взрослый. Назовите, чем управляет капитан? (Кораблем.)

  • Водитель – …(автобусом), машинист – .., вагоновожатый – .., пилот – .., шофер – .., командир корабля – …

ИГРА “ВЫБИРАЕМ ТРАНСПОРТ”

Цель: уточнить представление детей о транспортных средствах; развивать связную речь, стимулировать воображение.

Материал: географическая карта мира, предметные картинки разных видов транспорта, предметов рукотворного мира.

Вариант 1. Игровые действия: выбор страны (города) на карте мира, выбор изделия, выбор транспорта; рассказывание о способах передвижения; выбрать изделие  в соответствии с выбранной профессией; выбрать транспорт в соответствии с дорогой ( по карте); связно и красиво рассказать, как будет добираться до выставки.

Детям демонстрируется географическая карта мира. Нужно найти столицы.

Взрослый. В городе проводится выставка товаров. На нее приглашены представители разных предприятий с разных стран и городов. Они привезут свои изделия. Но добираться до выставки все будут по-разному. Посмотрите на карту, выберите себе страну, город.

  • Выберите себе из набора картинку с изображением изделия, которое вы повезете на вставку.
  • Затем определите маршрут от своего выбранного города, до места проведения выставки. Выберите картинки с теми видами транспорта, который вам пригодится в дороге. 
  • Составьте коротки рассказ о своем путешествии.

Например: “Я выехал из Японии. Мне пригодятся воздушный, морской, наземный вид транспорта. Я могу лететь на самолете. А могу на автобусе добраться до морского причала и сесть на корабль. На другом берегу я пересяду на поезд. А до выставки в городе меня довезет автобус” и т.д.

Вариант 2. Игровые действия: выполнять роли кондуктора, водителя, пассажиров, развивать ситуативные диалоги.

В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается “проход” для кондуктора”.

“Кондуктор” продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый “пассажир”. Дети -“пассажиры” отвечают ему.

Предварительно каждый игрок вместе с педагогом может определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки (“Детская площадка”, “Стадион”, “Почта”, “Парк” и т.п.).

На обратном пути “пассажиры” вновь занимают свои места в трамвае. Взрослый (“кондуктор”, “экскурсовод”) организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети “в течение дня”.

ИГРА “РЕГУЛИРОВЩИК”

Цель: активизировать в речи название средств передвижения.

Материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а так же других предметов, имеющих в названии звук “с” и “сь”: санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, сапог  и т.д.

Вариант 1. Игровые действия: называть картинку, рассказывать о выбранном транспортном средстве.

Ребенок вынимает из коробки картинку, показывает ее, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно на нем ездить или нет, где и кто может ездить, когда и куда.

  • Например, “Это лодка. На лодке можно ездить по реке, по озеру.  Лодка пригодится только в теплое время года, пока вода в реке не замерзла. На лодках ездят рыбаки, спортсмены, спасатели…”. За правильный ответ “регулировщик” пропускает данное транспортное средство в гараж (на стоянку).

Вариант 2. Игровые действия: переходить перекресток, выполняя задания “регулировщика”.

Взрослый. (Игру хорошо проводить среди нескольких детей. ) Станьте в ряд. Вы – “машины”. Я – “регулировщик”.

-Пропущу только того, кто назовет наземный транспорт со звуком “а”. Одно условие – не повторятся.

Дети называют: 2Автобус, сАмолет, пАроход, лодкА и т.д” Проходят.

-Сейчас перекресток проедет машина, в названии которой есть звук “с”.

Дети называют разные машины и проходят в обратном направлении.

-Пройдет тот, кто покажет, как движется и гудит его машина. Один из вас показывает, что делает та или иная машина, а мы угадываем ка кона находится. Например, самолет летит (сложить ладони друг на друга, расставив большие пальцы, как крылья) и гудит: “Л-л-л” или “У-у-у”.

Дети называют разные машины, издают звукоподражания и проходят через перекресток с “регулировщиком”.

-Сейчас пройдут те транспортные средства, которые правильно произнесут свое название по слогам (частям).

Са-мо-свал – 3 слога, са-мо-лет – 3 слога, трам-вай – 2 слога и т.д.

Вариант 3. Игровые действия: подбирать рифмующиеся слова.

Взрослый. Какие слова рифмуются в этом стихотворении?

Пассажиры, торопитесь,

По два рядышком садитесь.

За рулем сидит шофер,

Смотрит он на светофор.

Светит красный светофор:

Нет проезда –  стой, шофер!

Светит желтый – значит, жди.

Свет зеленый впереди.

Вот зеленый светофор – 

Поезжай вперед, шофер!

Стук-стук, тень-тень,

Так мы ездим целый день!

(И. Кобрина.)

ИГРА “АВТОСАЛОН”

Цель: развивать связную речь (умение строить сложное предложение доказательной формы высказывания); упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Материал: фото, картинки, игрушки различных видов транспорта.

Вариант 1. Игровые действия: составлять сложносочиненное предложение с союзом а.

Взрослый. Давайте поможем “водителям”- новичкам и “покупателям” сравнить две машины? Найдите больше отличий – получите машинку. Победит тот. кто назвал больше отличий (кто последним назовет отличие).

  • Грузовик и автобус
  • Вертолет и самолет

Вариант 2. Игровое действие: распространение предложений определениями или дополнениями.

Взрослый.  Закончите предложения.

  • Грузовой фургон везет яблоки, … (апельсины, груши, бананы, киви и другие фрукты).
  • Трактор умеет копать,.. .
  • Трактор едет… (по полю, в гараж, по дороге, быстро и т.д.).
  • Самолет летит… (высоко, в небе, над лесом, над городом и т.д.).
  • Летчик видит… .
  • Корабль плывет… .
  • Капитан смотрит… .

Вариант 3. Игровые действия: составление предложений по опорным словам.

Взрослый. В автосалоне вирус попал в компьютер с сообщениями. Все слова в сообщениях перепутались. Помогите консультанту автосалона правильно составить  предложения из набора слов.

  • Машина, ехать, дорога.
  • Самолет, небо, летит, высоко.
  • Корабль, большой, волны, плывет.
  • Шоссе, автомобиль, по, мчатся.
  • Магазин, около, мотоцикл, остановился.

Вариант 4. Игровые действия: называть расстановку и местоположение машин на выставке “автосалона”.

Взрослый. Давай поможем расставить автомобили на выставке “автосалона”. Здесь нам выделили только три ряда: верхний, средний и нижний. На трех полочках расставим картинки автомашин: “Пожарная машина стоит первая в среднем ряду”;

“Вертолет стоит последний (в конце) нижнего ряда”; “Трактор-погрузчик стоит в середине в верхнем ряду”. И т.д.

-Все машины расставлены. Что где стоит? Какая машина стоит за пожарной? За фургоном? Перед такси? и т.д.

-Попросите ребенка пригнать вам ту или иную машину.

 

ИГРА “ЭКЗАМЕН ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ”

Цель: развивать связную речь (умение строить сложное предложение доказательной формы высказывания); упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Материал: фото или картинки.

Вариант 1. Игровые действия: закончить предложения.

  • Все строители носят на работе каски, потому что… .
  • Детям нельзя играть на строительной площадке, потому что… .
  • На стройке работают не только строители, так как… .
  • Маленькие дети не могут самостоятельно кататься на лифте, так как… .
  • Не все дома строят только из кирпичей, потому что… .
  • Дом надо утеплять, потому что… .
  • В доме нужны окна для того, чтобы… .
  • На входной двери нужен глазок для того, чтобы… .
  • Домофон нужен, чтобы… .
  • Дом нужен человеку для того, чтобы… .
  • Мы в доме поменяли окна потому, что… .
  • В нашем доме сделали ремонт, потому что… .
  • Этот дом считается старинным потому, что… .
  • Это здание называют памятником архитектуры, потому что… .
  • В домах проводят электричество, чтобы… .
  • В домах проводят газ, чтобы… .
  • Во всем доме стало темно, потому что… .

Вариант 2. Пословицы.

Цель: знакомить  с переносным смыслом пословиц; развивать логическое мышление и связную речь детей.

Материал: сборник пословиц, например В.И. Даль Пословицы русского народа.

  • Держись друга старого, а дома нового.
  • Свой уголок – свой простор.
  • Своя хатка – родная мамка.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Двор, что город, изба, что терем.
  • Добрая речь то, что в избе есть печь.
  • Без хозяина дом – сирота.
  • Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
  • и мышь в свою норку тащит корку.
  • Дом вести – не бородой (не вожжой) трясти.
  • Дом вести – не лапти плести.
  • Дом невелик, да стоять (лежать) не велит.
  • И стены в доме помогают.

ИГРА “УЗНАЙ КНИГУ!”

Цель: активизировать в речи названия знакомых книг, в памяти – героев знакомых сказок, их авторов.

Материал: разнообразные книги.

Игровые действия: отгадывать загадки, узнавать книгу по иллюстрациям ее героев, называть авторов знакомых книг.

  1. Кто на свете всех умнее, кто все может и умеет? И в любой свободный час кто всему научит нас? (Книга)
  2. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. Что это? (Книга.)

Вариант 1. Взрослый. Сейчас я вам буду читать загадку или отрывок, а вы постарайтесь найти книгу, из которой они взяты, угадать героев и назвать автора.

  1. Появилась девочка в чашечке цветка, и была та девочка чуть больше ноготка. В скорлупе ореха девочка спала. Что за чудо-девочка в том цветке жила? (Г. Андерсен “Дюймовочка”.)
  2. Ах, ты, Петя-простота, сплоховал немножко. Не послушался кота, выглянул в окошко… (Русская народная сказка “Петушок – золотой гребешок”.)
  3. Колотил-колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Русская народная сказка “Лиса и журавль”.)
  4. Путь-дорога далека, а корзинка нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. (Русская народная сказка “Маша и медведь”.)
  5. Лечит он мышей и крыс, крокодилов, зайцев, лис, перевязывает ранки и слону, и обезьянке. (К. Чуковский “Доктор Айболит”.)
  6. Младший сын столовой ложки, на одной стоял он ножке. Стоек был солдат и смел, но в огне не уцелел. (Г. Андерсен “Стойкий оловянный солдатик”.)

Вариант 2. Взрослый. Если в книге нет картинок, очень трудно узнать, о чем она. Что нам поможет? (Обложка.)

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы – 

Звери все до одного.

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну, что за книга, 

Если в ней картинок нет?

ИГРА “ЧТО ДЛЯ ЧЕГО?”

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия частей книги, качества, свойства.

Материал: разнообразные книги.

Вариант 1. Игровые действия: показывать часть книги, которую называет взрослый, называя их качество, свойства и показывать самостоятельно; объяснять назначение каждой части книги, сравнивать их.

  • Название книги, ее автор ( рассмотреть, где и как издана).
  • Суперобложка – дополнительная съемная обложка, красиво оформленная, привлекательная.
  • Обложка – мягкая или твердая картонная, покрытая искусственной кожей , пленкой, называется переплет. Нужна для защиты тонких листов книги, помогает лучше хранить ее.
  • Книжный блок – напечатанный текст книги, произведения; все страницы пронумерованы.
  • Корешок –  скрепляет все страницы книги.
  • Титульный лист –  с него начинается книжный блок, это первая его страница; на нем напечатаны название, автор, место, где издана (город, издательство), год издания.
  • Иллюстрации – нарисованы художником к каким-нибудь эпизодам книги, чтобы лучше понять героя, сюжет; фамилия художника-иллюстратора на печатана на оборотной стороне титульного листа.

Взрослый. Из чего состоит книга? (Из листов бумаги.) (Демонстрация отдельных листов бумаги и листов книги.) Почему отдельные листы нельзя назвать книгой? (листы книги склеены или сшиты между собой.) Все ли листы одинаковы по  толщине? (Нет, не все.) Чем отличаются верхний и нижний листы? (Толщиной.) Сколько листов толще остальных? (Два листа.) Как называются эти листы? (Это обложка книги.)

Вариант 2. Игровые действия: сравнивать книги по форме, размеру и виду, соответственно расставлять на полке.

Например:

-Какую форму имеет книга? Это квадрат? (Нет.) (Демонстрируем квадрат.) Это круг? Это треугольник? Такая форма называется прямоугольник. На какую фигуру похож прямоугольник? (На квадрат.) В чем отличие? (В длине сторон.) Покажите лист книги. Покажите страницу книги. Чем отличается страница книги от страницы тетради? (На страницах книг напечатаны рассказы, сказки.)

-Рассмотрите книги на нашем столе и расставьте их на разные полки, учитывая размер и вид.

ИГРА “ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЧЕТ”

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия литературных жанров и разных книг, упражнять в согласовании существительного с числительным.

Материал: разнообразные книги, набор цифр.

Вариант 1. Игровые действия: вспоминать литературные произведения, в названии которых имеется число.

Взрослый: Числа часто упоминаются в названиях детских произведений. назовите их. (“Три поросенка”, “Три медведя”, “Два жадных медвежонка”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик-семицветик”, “Белоснежка и семь гномов”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” и т.д.)

Вариант 2. Игровые действия: считать книги на полках, правильно согласовывая существительное с числительным.

  • 1 сказка – 2 сказки – 3 сказки – 4 сказки – 5 сказок – 10 сказок.
  • 1 рассказ – …, 1 история – …. 1 стихотворение – …, 1 расскраска – …, 1 песенник – …, 1 альбом – …, 1 учебник – …, 1 поэма – …, 1 роман – …, 1 энциклопедия – …, 1 атлас – …, 1 книга-элерман – …, 1 книга-стикерс – … .

Вариант 3. Игровые действия: выделять в речевом потоке, в отдельных словах стихотворения название цифры “3”.

Три сестрицы

Есть у нас 3 сес3трицы.

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться

Рассказать о троих?

У одной, что в сТРИжове,

Под окошком жил сТРИж.

СТРИчь она мастерица – 

Заходи к ней, малыш!

У другой, что в УсТРИцах,

Никаких усТРИц нет.

Но зато осеТРИну

Подают на обед!

А у третьей, в БысТРИце, – 

БысТРИна на реке,

Там резвятся ТРИтоны

По ночам на песке.

Прочитай все с начала,

ПосмоТРИ: 3 по 3!

Голова затрещала?

Хорошенько поТРИ!

(В. Хотомская.)

  • Найдите, в каких словах встречается цифра “3”?

ИГРА “ЛУЧШЕ И ЛУЧШАЯ”

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия видов бумаги, книг, их качества и свойства.

Материал: разнообразные книги, разные виды бумаги.

Вариант 1. Игровые действия: знакомить с разными видами бумаги, по названию определять ее назначение, называть качество, сравнивать свойства.

Взрослый. Скажите, из чего делают книги?(В основном из бумаги.) Одинаковые ли по качеству бумаги все книги в нашем книжном уголке? (Нет, все разные.) Давайте посмотрим и сравним книги по качеству бумаги.

Рассмотреть и сравнить следующие виды бумаги: газетная, мелованная, писчая, почтовая, конвертная, ватман, калька, рисовальная, промокательная, копировальная, фотобумага, оберточная, наждачная, ламинированная, картон.

-Я назову качество бумаги, а вы постарайтесь найти книгу, открытку, газету, плакат, фотографию из такой бумаги.

Вариант 2. Игровые действия: подбирать определения к слову “книга” в разной степени сравнения (практическое употребление степеней сравнения прилагательных – признаки к книге).

  • Интересная – еще интереснее – интереснейшая.
  • Полезная – полезнее – полезнейшая.
  • Большая – больше – самая большая.
  • Толстая – толще – самая толстая.
  • Умная – умнее – умнейшая.
  • Любимая – любимее – самая любимая (любимейшая).
  • Красивая – красивее – самая красивая (красивейшая).
  • Яркая – ярче – самая яркая (ярчайшая).
  • Скромная – скромнее – самая скромная (скромнейшая).
  • Новая – новее – самая новая (новейшая).
  • Старая – старее – самая старая (старейшая). И т.д.

Вариант 3. Игровые действия: сравнить слова, находить в них смысловые отличия, объяснять их (объяснять значение слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

Взрослый. Издателю важно знать, для кого книга, чтобы правильно ее оформить. Послушайте слова и объясните их, чем они отличаются.

  • Зайка – заинька – зайчишка – зайчище. А теперь также назовите другие предметы.
  • Книга – книжечка – книжуля; обложка – обложечка – обложище; лист – листик – листочек. И т.д.
  • Объясните значение слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище). Как его можно заменить, изменить?

ИГРА “ЧТО НИ СТРАНИЦА – УМНАЯ СЕСТРИЦА”

Цель: закрепить навык правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи.

Методические рекомендации: чисто и правильно произносить стихотворную фразу, подбирать слова в рифму, рассказывать с разной интонацией.

Р

1.В коробке у Берты

Открытки, конверты,

Фотографии, марки

И другие подарки.

2. Вот газета для детей: 

Много в газете забав и затей.

З-С

Человеку книга служит,

С человеком книга дружит.

Человеку книга – друг,

Объясняет все вокруг 

(В. Приходько).

Ш

1.Пишет школьник Паша:

Шапка, шайба, каша,

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, Мишутка.

2.Ты беседуй чаще с ней – 

Будешь вчетверо умней.

(Книга.)

Ш-Ж

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею,

Я возьму ее и склею.

(А. Барто.)

Моя книга

Открывай скорее книжку!

в книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик – круглый бок:

Вверх-вниз, прыг-скок.

В книжке зонт. Открой и пой:

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой – 

ведь у киски мех такой

Теплый, гладкий и родной!

(В. Егоров.)

Книжные жалобы или чего книга желала бы

Я – книга!

Я – товарищ твой!

Будь. школьник, бережным

Со мной!

Мой чистый вид всегда опрятен:

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Мой переплет не выгибай!

Мне корешок не поломай!

Меня в обложку наряди!

Где взял меня – туда верни!

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязный рук!

(В. Тимофеев.)

Взрослый. Читая следующее стихотворение, покажите голосом и руками, что происходит.

Тра-та-та-та-та-та-та, растворились ворота,

А оттуда из ворот, вышел маленький народ.

Один дядя вот такой, другой дядя вот такой,

Третий дядя вот такой, а четвертый вот такой.

Одна тетя вот такая, а вторая вот такая,

Третья тетя вот такая, а четвертая такая… 

(Д. Хармс.)

-Кто желает, пусть досочинит стихотворение дальше.

ИГРА “АЗБУКА”

Цель: закреплять навык правильного звукопроизношения, упражнять в звукобуквенном анализе.

Материал: картинки с буквами и предметами на разные звуки.

Вариант 1. Игровые действия: подбирать слова на заданный звук.

Взрослый. Первым учебником первоклассников всегда был букварь. Внимательно рассмотрите в букваре картинки рядом с буквой или над ней. Посмотрите, рядом с буквой “А” нарисован арбуз, аист. Придумайте сами, что еще можно нарисовать  на странице с буквой “А”?

  • Проведите игру-соревнование “Кто больше знает слов на букву …?”. если вы играете с ребенком, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок чаще выигрывал. Подсказывайте ему. Выигрывает тот, кто последним назвал правильное слово.

Вариант 2. Игровые действия: перемещаться по игровой площадке, выстраивать букву из строительного материала счетных палочек. Подбирайте картинки, предметы с этой буквой.

Сядьте или станьте напротив друг друга. Прочитайте стихотворение-загадку Б. Заходера.

Алфавит

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся! 

(Буквы.)

Затем покажите на карточке любую букву. Все игроки одновременно складывают эту букву из материала счетных палочек. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.

ИГРА “ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

Цель: активизировать в речи детей названия знакомых книг, стимулировать развитие связной речи (умение договаривать стихотворные фразы).

Материал: книги и иллюстрации к ним.

Вариант 1. Игровые действия: договаривать стихотворные фразы известных произведений.

Взрослый. Сегодня мы с вами станем писателями и поэтами. Все вы знаете стихи С.Я. Маршака. Постарайтесь вспомнить и продолжить начатые мною строки из его произведений.

  1. Мой веселый звонкий мяч… (Ты куда помчался вскачь?)
  2. Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж… (Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.)
  3. – Где обедал, воробей? (В зоопарке у дверей.)
  4. Побежала Мышка-мать, Стала кошку в няньки звать… (Приходи к нам тетя Кошка, нашу детку покачать.)
  5. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне… (Это он, это он, Ленинградский почтальон.)
  • Придумайте сами новые окончания этих стихотворных фраз.

Вариант 2. Игровые действия: договаривать фразу или придумать самостоятельно  разные варианты окончания предложения.

  • В библиотеке много… (читателей).
  • В библиотеке работает один… (библиотекарь).
  • Если книга намокнет, то…
  • Если вдруг в библиотеке случится пожар, то…
  • если люди не будут беречь книги, то…
  • Если вырезать из книги все красивые картинки, то…
  • Если с книгой обращаться неаккуратно (бросать), то…

ИГРА “КНИГИ – НАШИ ДРУЗЬЯ”

Цель: развивать связную речь (умение строить сложное предложение доказательной формы высказывания); упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Материал: разные книги.

Вариант 1. Игровые действия: находить нужную книгу среди других, объяснять способ поиска.

Взрослый. Книги здесь расставлены по жанрам, как в нашей маленькой библиотечке: на одной полочке – только сказки, на другой – рассказы о животных, на третьей – стихи разных поэтов. Где вы найдете книгу “Теремок”? “Природа весной”? “Стихи о маме”?

  • Поиграем с вами в игру “С какой полки книга”?. Я буду показывать вам книги, а вы, как настоящие библиотекари, скажете, с какой полки нашей библиотечки я ее взял/а: с полки “Сказки”, “Рассказы”, “Стихи”.

Вариант 2. Игровые действия: разложить иллюстрации в необходимой последовательности.

Взрослый. Рассмотрите картинки об этапах создания книги. Разложите их по порядку и расскажите, “Что сначала? Что потом?”.

  • Ребенок читает книгу.
  • Книга печатается в типографии.
  • Писатель пишет книгу.
  • Художник рисует иллюстрации.
  • Книжный магазин.

ИГРА “МАГАЗИН ПРОДУКТОВ”

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия продуктов питания.

Материал: картинки продуктов питания, посуды, других предметов, растений (например, цветов).

Взрослый. Вы часто ходите с родителями в магазины, где можно приобрести не только продукты, но и другие товары. помогите родителям правильно разложить товары  по отдельным корзинам.

Вариант 1. Игровые действия: называть картинки продуктов питания, пропускать названия других картинок, заменяя слово определенным действием (например, хлопком в ладоши).

Картинки продуктов питания выставляются в ряд. Среди них выставляются 2 или 3 картинки посуды. Сначала детям предлагается назвать все картинки по порядку и выбрать “лишние” (то есть посуду), объяснить свой выбор. Затем игра идет по кругу.

  1. Ребенок по очереди  называет картинки в порядке, который указывает взрослый. Продукты ребенок называет четко и громко, а вот “лишний” предмет (посуда, например) называть нельзя. если ребенок дошел до картинки с изображением посуды, то он хлопает в ладоши один раз и молчит. Перейдя к следующей картинке ребенок должен ее назвать.
  2. Взрослый показывает  вперемежку все картинки из стопки, а ребенок называет только продукты питания. При произнесении названия посуды ребенок должен хлопнуть в ладоши и промолчать. Если игра проходит среди нескольких детей, то тот кто ошибется выходит из игры. если вы играете с одним ребенком, то можно придумать “штрафное действие”, например, попрыгать на одной ноге.

Вариант 2. Игровые действия: выбрать лишнюю картинку (слово), которая подходит к трем другим, и объяснить свой выбор. Взрослый называет детям ряд из 4-х слов (или показывает по 4 картинки), дети называют одно, неподходящее к трем другим, слово.

  • Колбаса, творог, сыр, молоко.
  • Батон, булочка, баранка, пирожное.
  • Перец, гвоздика, корица, банан.
  • Холодильник, пистолет, пылесос, мясорубка.
  • Халва, булочка, камень, яблоко.

ИГРА “В МАГАЗИН ЗА ПОСУДОЙ!”

Цель: развивать связную речь, упражнять детей в умении описывать предметы посуды с разной опорой (предмет, картинка, схема рассказа и т.д.)

Материал: картинки с изображением предметов посуды, схема для составления описательного рассказа, атрибуты игры в магазин.

 Игровые действия: классифицировать предметы по назначению, составлять описательную загадку, выполнять роли продавцов и покупателей.

Взрослый. Мы сейчас с вами отправимся в магазин за новой посудой. Сначала поделимся на “продавцов” и “покупателей”.

“Продавцы” расставляют посуду на полки на разных витринах.

  • Как будут называться эти витрины? (Витрина кухонной посуды, столовой посуды, столовых приборов, чайной посуды.)
  • “Покупатели” не просто просят определенный предмет посуды, а описывают его внешний вид, назначение, не называют, а при этом о самом предмете говорят загадками.
  • Чтобы “покупателю” легче было составлять загадку, нужно опираться на схему: размер, части, детали; форма, цвет, материал; действия с предметом.
  • Если “продавец” правильно отгадывает просьбу “покупателя”, они меняются ролями. Игра повторяется.

ИГРА “ФОТОАППАРАТ”

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия бытовых приборов, техники, инструментов; стимулировать зрительную память, мыслительные операции классификации, обобщения, переключение мыслительных процессов.

Материал: предметы бытовой техники или их изображение, ширма.

Вариант 1. Игровые действия: называть предметы бытовой техники по памяти.

Взрослый. Представьте, что вы – фотографы. Будете фотографировать разные предметы.

Взрослый показывает набор предметов, просит ребенка назвать их и запомнить, затем назвать общим словом, то есть “сфотографировать”.

Затем прячет предметы и просит снова назвать их все. 

По мере называния предметы достаются из-за ширмы, чтобы ребенок не повторял уже названные. Выигрывает тот, кто правильно 2сфотографировал” все предметы сразу.

Вариант 2. Игровые действия: отвечает только “фотограф”, необходимо называть предметы, только заданной категории. Ошибающийся ребенок выбывает. Побеждает тот, кто правильно “сфотографировал” все предметы.

Взрослый раскладывает пред детьми набор картинок: инструменты, бытовые приборы, измерительные приборы, электротехника.

Взрослый.  У нас сегодня необычный фотоаппарат. Он будет фотографировать не все предметы, а только, например, электроприборы.

  • “Сфотографируйте” только электроприборы. Дети имитируют движения рук процесс фотографирования и называют по порядку картинки, на которые указывает  воспитатель. затем все картинки закрывают экраном, а один из детей называет свои “фотографии” – картинки электроприборов, которые он запомнил из общего набора. остальные игроки при правильном ответе хлопают в ладоши. Игра повторяется.
  • “сфотографируйте” только измерительные приборы.
  • И т.д.

ИГРА “РЕМОНТНАЯ МАСТЕРСКАЯ”

Цель: закреплять умения детей называть части предмета, выделять его функцию и материал, узнавать предмет по названию части или детали.

Материал: картинки с изображением деталей предметов; предметные картинки готовых изделий, материалы для детского творчества (карточки подходящего к картинка размера, цветные карандаши и др.); игрушки “Кот” и “Собака”, изображения предметов бытовой техники с недостающими деталями.

 Игровые действия: найти картинки деталей к предъявленному на общей картинке предмету, назвать их, дополнить более мелкими деталями самостоятельно. Побеждает команда, первой правильно собравшая детали к своему предмету.

Взрослый. Кот Матроскин и пес Шарик открыли в деревне Простоквашино мастерскую по ремонту различный предметов. У них накопилось много работы. Они просят вас о помощи. Для этого надо подобрать все подходящие детали для готового изделия.

Вариант 1. Взрослый показывает картинку целого предмета, а ребенок (дети) перечисляют основные его детали. Выигрывает ребенок, последним назвавший правильное слово.

Вариант 2. дети делятся на команды – по количеству картинок с изображением собранного предмета. Изображения целых предметов педагог раздает командам. Согласно заданию дети ищут и собирают из общего набора картинок детали только своего предмета.

Вариант 3. Детям предлагают картинки с недорисованными частями: телефон без диска или трубки, часы с одной стрелкой, пылесос без колес, утюг без провода, настольная лампа без плафона и т.д.

Взрослый. Назовите, чего не хватает в вашем рисунке? Дорисуйте эту часть (по контуру или самостоятельно).

Например, корпус, трубка, диск, крученый шнур, провод с вилкой – телефон.

  • Корпус, кинескоп, провод, дистанционный пульт – телевизор.
  • двигатель, пылеприемник, шланг с насадками, шнур – пылесос.
  • Циферблат, стрелки, стекло, браслет или ремешок – часы.
  • Ручка, гладкая металлическая подошва, шнур, отпариватель с водой – утюг.
  • Колба, нить накаливания, цоколь – лампочка.
  • Двигатель, барабан, дверца, шланг для слива воды, панель управления, электрошнур – стиральная машина. И т.д.

ИГРА “ЗАКОНЧИ ФРАЗУ”

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия бытовой техники; упражнять в словоизменении (различные падежные формы).

Материал: картинки или предметы бытовых приборов.

Вариант 1. Игровые действия: называть предметы согласуя с предъявленными числительными.

Взрослый. Давайте посмотрим на вывеску: в какой магазин мы пришли? (Магазин электроприборов и бытовой техники.)

На наборном полотне перед детьми представлены предметные картинки электроприборов с цифрами поочередно от 1 до 10 и цифра 100.

-Назовите, сколько каких товаров привезли в магазин?

“В магазин привезли 1 холодильник и 2 обогревателя”; “…3 телевизора и 4 пылесоса”; “…5  видеомагнитофонов и 6 утюгов”; “…7 телефонов и 8 соковыжималок”; “…9 настольных ламп и 10 фонариков”; “…привезли 10 люстр и 10 бра”; “…привезли 100 часов”,

Вариант 2. Игровые действия: составлять предложения о любом предмете по образцу, чтобы получить картинку (на тему применения одного предмета в быту).

Взрослый. Чтобы покупатель мог купить товар, нужно  объяснить продавцу, для чего он ему нужен. Например: “Я хочу купить холодильник, чтобы хранить в нем продукты”.

  • “Я хочу купить телевизор, чтобы… (смотреть кино)”.
  • “Я хочу купить часы, чтобы… (не опаздывать в детский сад)”.
  • Фен (чтобы сушить волосы).
  • Тостер (чтобы поджаривать хлеб).
  • Видеомагнитофон (чтобы смотреть фильмы и мультики).
  • Компьютеры (чтобы смотреть компьютерные игры).
  • Вентилятор (чтобы проветривать воздух в комнате). И т.д.

Игрок в роли продавца при правильном полном ответе раздает детям их “покупки”.

Вариант 3. Игровые действия: называть действия, составлять фразу по опорным картинкам с помощью предлогов.

Взрослый. закончите предложение с помощью картинок.

  • Я чищу ковер…(чем?) (пылесосом).
  • Я стираю белье… (где?) (в стиральной машине).
  • Я слушаю новости по..; я глажу белье..; я смотрю фильм по..; я ищу новую информацию в..; я сбиваю сливки с помощью..; я храню продукты в..; я шью платье на..; я разговариваю с другом по..; я делаю снимок нашей семьи.. . И т.д.

ИГРА “ЧАСЫ”

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия бытовых приборов, закреплять навык деления слов на слоги; упражнять с словообразовании.

Материал: картинки бытовых приборов и разнообразных часов, картинка с изображением Самоделкина.

Вариант 1. Игровые действия: называть слова-определения к разным видам часов по описанию.

Взрослый. Мы пришли в мастерскую Самоделкина. Рассмотрите картинки (пылесос, утюг, настольная лампа).

  • Что у них общего? (шнур, вилка). Для чего нужны эти детали? (Включать в розетку). А что есть в розетке? (Электрический ток). Правильно. Все эти приборы работают от электричества . Они так и называются – электроприборы.
  • Как называется этот электроприбор? (Электронные часы).
  • Какие еще часы вы видели?

Бывают часы песочные, точные.

В них песчинки текут – секунды бегут.

Как песчинки собрались, 

Холмики улеглись

В колбочке из стекла – 

Так минута истекла.

А еще есть часы  – малютки,

Как сердечко бьётся  в грудке.

Тики-таки! Круглые сутки.

А ходики-избушки!

В них живут кукушки.

Окошко распахнется,

Кукушка встрепенется:

Ку-ку, ку-ку!

Как в лесу на суку.

А будильник!

С вечера заведешь и спокойно спать пойдешь.

Будильник разбудить не забудет.

А есть электронные,

Часы неугомонные!

Только раз заведи,

Заведешь и год ходи.

Есть часы настенные, 

Чинные, степенные.

Не убегают, не отстают, Вовремя идут.

Маятник туда, сюда,

Сегодня, завтра и всегда.

Каких часов на свете нет!

И в каждых свой секрет.

Есть часы, на полу стоящие,

Бом-бом-бом, на весь дом!

  • О каких часах говорится в стихотворении?

Вариант 2. Игровые действия: деление слов на слоги (части)

Взрослый. Ребята, часы с боем ритмично стучат: “Бом-бом-бом!” Все часы ритмично тикают: “Тик-так, тик-так!” Сейчас мы поможем Самоделкину отрегулировать ритм во всех бытовых приборах. Для этого надо их правильно ритмично назвать – поделить слово на части (слоги).

Например: пы-ле-сос, са-мо-вар, ча-сы, ко-фе-вар-ка и т.д.

  • Самоделкин просит вас разложить все картинки этих предметов на полки по количеству слогов в каждом слове.

ИГРА “ТЕЛЕВИЗОР”

Цель: закреплять навык правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи.

Материал: макет экрана телевизора, картинки бытовых приборов.

Вариант 1. Методические рекомендации: чисто и правильно произносить чистоговорки, отгадывать загадки.

  1. Раин папа утром рано смотрит в каждый дом с экрана. Вот такой у папы труд, его диктором зовут.
  2. Летом папа наш привез в белом ящике мороз,  и теперь мороз седой дома летом и зимой бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
  3. Указать мне компас смог путь на запад и восток. Север с югом спутаю без компаса в минуту я.
  4. Четыре синих “солнца” у бабушки на кухне, четыре синих “солнца” горели и потухли. Сварили кашу и уху, Спасибо “солнцам” за еду. (Газовая плита.)
  5. На стене часы висят, но не ходят, а стоят. День и ночь они скучают: о починке часы мечтают.
  6. Через реки, через горы слышим песни, разговоры, нам услышать их помог этот чудо сундучок. Ставлю я на подоконник новый … (радиоприемник).
  7. Этот робот не простой. Этот робот заводной.  Робот вертит головой, робот двигает рукой.
  8. Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот. Любит робот чистоту и гудит, как лайнер ТУ. Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, как загудит его мотор, глотает он и пыль, и сор. (Пылесос).

Вариант 2. Методические рекомендации: произносить на одном выдохе слова и фразы из двух слов. Педагог предлагает рассмотреть картинку в “телевизоре” (часы).

Вот часы, они  в пути,

Тик-так, тик-так.

И не устают идти,

Тик-так, тик-так.

Утром вечером и днем,

Тик-так, тик-так.

Даже ночь им нипочем,

Тик-так, тик-так.

Часы людям помогают,

Тик-так, тик-так.

Они время отмеряют,

Тик-так, тик-так.

Долго им еще идти,

Тик-так, тик-так.

Пожелаем мы часам

Доброго пути! 

(Т.Гризик.)

Далее взрослый повторяет стихотворный текст вместе с ребенком: взрослый первую и третью строчки в каждом четверостишии, ребенок на выдохе – звукоподражание “тик-так, тик-так” и последнюю фразу.

ИГРА “ВЕСЕЛЫЙ ТЕЛЕФОН”

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия бытовых приборов, закреплять навык правильного звукопроизношения, стимулировать развитие слухового внимания, голосовой модуляции.

Материал: картинки бытовых приборов или предметы, скакалки-“телефоны”.

Вариант 1. Игровые действия: называть предмет так тихо, чтобы слышал только один игрок (шёпотом на ушко); слушать внимательно партнера в игре, находить в общем наборе названный предмет.

Дети сидят полукругом перед столом, на котором расположены предметы (картинки). Ведущий шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот также, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним,  отыскивает на столе данный пердмет и громко называет его, вручает ведущему. При правильном ответе он становится ведущим.

Примерные слова:  пылесос, духовка, телевизор, фен, плойка, чайник и т.д.

Взрослый следит за тем, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Вариант 2. Игровые действия: слушать инструкцию, запоминать задание и выполнять действия по инструкции.

– Ребята, разделитесь на пары и возьмите по 1 скакалке – это будет провод вашего телефона. На каждом конце этого телефона прикреплена коробочка. Один игрок будет придумывать и говорить задание своему напарнику.

-Задача напарника – услышать задание, правильно его выполнить. Потом поменяться рролями.

Примерные задания:

  • принеси миксер и пылесос;
  • переверни картинку с изображением холодильника;
  • разложи картинки электроприборов в ряд;
  • первой в ряду положи картинку с изображением телевизора и т.д.

ИГРА “ВИТРИНА МАГАЗИНА БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ”

Цель: упражняться в описании пространственного расположения предметов с использованием предлогов активной речи.

Материал: картинки бытовых приборов.

 Игровые действия: классифицировать и располагать на воображаемой витрине магазина предметы бытовой техники, называть их расположение.

Взрослый располагает бытовые предметы или их предметные картинки на “витрине” магазина ( на столе, доске и т.д.)

Взрослый. Ребята, нас пригласили в магазин бытовой техники для оформления витрины. 

Вариант 1. Игровые действия: назвать предметы бытовой техники, которые стоят на витрине. Что здесь лишнее? Убрать лишние предметы.

Вариант 2. “Покажи и назови”.

-Что стоит в центре витрины? Что в верху и в верхней части витрины? Что в низу и в нижней части витрины?

Вариант 3. Предметы бытовой техники убираются. затем взрослый просит восстановить порядок: “Назови где находится…” и т.д.

Вариант4. Взрослый делит детей на пары и просит рассказать друг другу о местоположении бытовых приборов в помещении, спрятав руки за спиной, не используя указательные жесты. Партнер должен назвать загаданный предмет.  При правильном ответе роли в паре меняются.

Вариант 5. “Фантастические приборы”.

Дети выбирают по 2-3 картинки из приборов, инструментов и фантазируют, какие действия может выполнять такая машина, где и для чего она может пригодиться.

-Какой бытовой прибор получится, если соединить утюг и телевизор? (Такой утюг может показывать на своем экране всю информацию о ткани, одежде. Этот прибор будет необходим в больших ателье.)

-Какой прибор получится если  соединить пилу и пылесос? (Во время работы с пилой всегда много мусора и опилок. А пылесос сразу будет всасывать весь мусор. его будут использовать строители, столяры и другие мастера) и т.д.

ИГРА “МАСТЕРСКАЯ САМОДЕЛКИНА”

Цель: называть предметы, облегчающие труд в строительстве, объяснять их назначение.

Материал: картинки с изображением различных предметов, а также предметов, облегчающих труд человека в строительстве; фишки.

Вариант 1. Игровые действия: группировать картинки, рассказывать о действиях с предметами.

Предметные картинки раскладываются на столе.

Взрослый. Самоделкин строит новую мастерскую. Он просит вас о помощи. Вы поможете ему выбрать картинки с изображением предметов, помогающих в строительстве. 

Дети по очереди берут картинки, называют инструмент, рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, для чего он служит человеку, берет картинку себе.

Например: “Это молоток. Он нужен столяру, плотнику, чтобы забивать гвозди в доску”.

  • А это – тиски. Они нужны слесарю и столяру, чтобы зажимать и удерживать предмет в нужном положении, чтобы легче было с ним работать, чтобы освободить руку.
  • Это – напильник. Он нужен для того, чтобы затачивать острые края.
  • Это – стамеска. Она нужна, чтобы выдалбливать ямки в деревяшке.
  • Это – гаечный ключ. Им выкручивают гайки.
  • Это – плоскогубцы. Ими удобно держать и сдавливать. и т.д.

Вариант 2. Игровые действия: узнавать предмет по описанию, самостоятельно описывать по образцу.

Взрослый. Ребята, Самоделкин забыл, как называются некоторые предметы. Он вам расскажет о них, а вы вспомните названия. Расскажите, как узнали этот предмет. Какие слова помогли его узнать?

Взрослый описывает один из предметов. Игрок, первым отгадавший предмет, получает фишку. Выигрывает участник, набравший большее число фишек. далее ведущим может и сам ребенок.

ИГРА “КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДИСКИ РОБОТА”

Цель: развивать связную речь, закреплять умение классифицировать предметы по заданному признаку с опорой на символы.

Материал: картинки бытовых приборов, картонные круги разных размеров, картинка или игрушка “Робот”.

 Игровые действия: классифицировать предметы бытовой техники и описывать их.

Взрослый: Ребята, где могут применяться приборы, инструменты? (Дома, на работе, на заводе, в детском саду и т.д.) Посмотрите, какие разные диски принес нам Робот! На первый, самый маленький диск мы положим две картинки: “Дом” и “Завод”, которые укажут, где могут использовать эти вещи.

Робот. Пусть ребята с картинками разделятся на две группы и скажут мне,  например: “У Миши картинка с холодильника? ( В магазине, в столовой, на хлебозаводе, кондитерской фабрике и т.д.)

-Второй диск – побольше. Здесь мы видим три значка: “молния,  рука, механизм”. Электроник, что они обозначают?

Робот. Пусть ребята подберут к своим электрическим предметам такие же механические или ручные.

Например: миксер – механический миксер – взбивалка.

  • Швейная машинка электрическая – швейная машина механическая – иголка швейная. И т.д.
  • Еще один диск – побольше – с маленькими символами, которые обозначают, для чего этот предмет нужен. Посмотрите, что обозначает “солнышко”? (Предметы, необходимые для освещения.)
  • “Красный крест” – техника и приборы для лечения.
  • “Книга с вопросительным знаком” – техника для получения, хранения и передачи информации. И т.д.

Робот. А ваши картинки разложите на самом большом диске так, чтобы они подходили к этим символам. Расскажите, для чего нужен ваш прибор, где и кем он применяется.

-Диски у нас собраны. Попробуем включить. Что-то не работает.

Робот. Посмотри панель управления. Горят ли там лампочки?

-Горят и красные, и синие, и зеленые, и желтые. Но не все подряд.

Робот. Посмотрите внимательно на них и определите очередность лампочек. Вам надо быть внимательными, чтобы точно и правильно продолжить их набор.

ИГРА “КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?”

Цель: активизировать слова по темам: “Инструменты”, “Канцелярские принадлежности”, “Профессии”; развить зрительную и смысловую память дошкольников, мыслительные операции сравнения, обобщения.

Материал: набор из 15 предметов канцелярских принадлежностей и разнообразных других приборов и инструментов.

Вариант 1. Игровые действия: называть и запоминать предметы указанного взрослым рода (вида).

Например, взрослый раскладывает на столе 10 предметов, из которых 3 – инструменты, 7 – канцелярские товары.

Взрослый: Назовите, что вы здесь видите. Просят ребенка стать спиной к столу:

-Вспомни, какие канцелярские принадлежности, лежали на столе?

Если ребенок не справляется с  заданием, вы можете подсказать ему задавая наводящие вопросы.

Вариант 2. Игровые действия: называть предметы, подходящие названной профессии из общего набора предметов (картинок).

Взрослый раскладывает предметы на полках так, чтобы предметы на второй полке были те же, но их было меньше, чем на первой. Вторая полка закрывается экраном.

Взрослый: Посмотрите, сколько в магазине канцелярских товаров! Здесь можно выбрать все, что надо для школы; что пригодится бухгалтеру, воспитателю, программисту, студенту.

-Скажите, что купит бухгалтер? (Калькулятор, карандаши простые, ластик, бумагу.) Что купит студент? Писатель? Учитель? Школьник?

Взрослый открывает занавеску:

-Посмотрите внимательно и скажите, что купили в магазине мама с сыном?

За каждый правильный ответ взрослый вручает фишку-приз.

Вариант 3. Игровые действия: называть инструменты, подходящие людям нескольких профессий, группировать предметы по заданному признаку.

Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением людей разных профессий и предлагает ребенку выбрать картинки с изображением инструментов, необходимых для работы людям всех этих профессий. Дети по очереди берут картинки, называют предмет, рассказывают, для чего он служит в конкретной  профессии.

Затем ведущим может быть ребенок.

ИГРА “МАСТЕРА ВИНТИК И ШПУНТИК”

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия инструментов, приборов, материалов; упражнять в словоизменении.

Материал: предметы или картинки с изображением разных инструментов, приборов, канцелярских товаров, карточки с цифрами, коробки различной величины.

Вариант 1. Игровые действия: изменять форму слова единственного числа на множественное.

Взрослый: На наших картинках изображено по одному предмету, а в мастерской их много. Назовите это множество предметов по картинкам.

  • Пила – …(пилы); молоток – …(молотки); рубанок – …(рубанки); карандаш – …(карандаши); ластик – …(ластики); скотч – …(скотчи). И т.д.

Вариант 2. Игровые действия: считать предметы, согласуя с числительным.

Взрослый. Мы попали в мастерскую героев Цветочного города Винтика и Шпунтика. Посмотрите, сколько у них разных предметов! Как назвать их одним словом? (Инструменты).

-Мастера любят порядок, который необходим для чего? (Для того, чтобы быстро найти ту или иную деталь, прибор, инструмент или чтобы не пораниться при работе.) Помогите друзьям навести порядок.

-В случайном порядке выбираем из стопки карточек с цифрами одну, другую – из общего набора картинок. Получится вместе: “8 скрепок”, “4 отвертки”, “2молотка”, “1 пила”. и т.д.

Вариант 3. Игровые действия: называть картинки с изображением инструментов, приборов, канцелярских принадлежностей в уменьшительно-ласкающей форме.

Взрослый. Давайте вспомним какого роста были все жители Цветочного города? (Очень маленькие.) Значит, и инструменты были у них маленькие.

-Назовите, какие инструменты у человека-мастера, а какие у этих друзей-мастеров?

  • Пила – (пилочка).
  • Молоток – (молоточек).
  • Грабли – (грабельки).
  • Ножницы – (ножнички).
  • Игла – (иголочка).
  • Линейка – (линеечка). И т.д.

Вариант4. Игровые действия: называть картинки с изображением инструментов, приборов, канцелярских принадлежностей со словом “нет” (форма родительного падежа).

-Мы отправим мастерам свои картинки. Скажите, чего у нас теперь в группе нет? (Нет молотка, нет пилы, нет рубанка и т.д.)

ИГРА “ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?”

Цель: уточнять представление детей о разнообразии материалов, из которых сделаны окружающие предметы (металл, дерево, стекло, пластмасса, резина, шерсть и т.д.), активизировать их названия в речи; образовывать качественные прилагательные при названии материала предмета.

Материал: картинки с изображением предметов, различных материалов, ящик для посылки.

Вариант 1. Игровые действия: находить в наборе картинки, на которых изображен заданный материал, называть его, перечислять свойства этого материала и особенности изделия из него; называть признаки материалов, не повторяясь; придумывать необычные сочетания материалов, новые свойства, возможности предметов.

Взрослый: Самоделкин любит мастерить, изобретать различные предметы для жителей Цветочного города. У него много разных материалов, но он не знает, из чего лучше сделать тот или иной предмет. Он прислал нам посылку с картинками подходящих предметов. Давайте ему поможем.

Например, картинка с изображением письменного стола. Какой материал мы посоветуем  ему выбрать для такого стола? Для чего подойдет такой стол? Где его можно использовать? Можно ли сделать стол из другого материала? Чем такой стол будет отличаться от предыдущего?

Вариант 2. Игровые действия: классифицировать предметы по признаку материала, из которого они изготовлены.

Взрослый. (открывая один из сундуков). Ребята, загляните в сундук. Что там лежит? (Кусок дерева). Значит, в этом сундуке должны лежать предметы, сделанные (из чего?) (из дерева). Теперь заглянем в другой сундук. (Открывает.) Что там лежит? (Кусок металла.) Значит, в этом сундуке должны лежать предметы, сделанные (из чего?) (из металла).

-Разложите предметы (картинки0 так, чтобы в каждом сундуке лежали предметы, сделанные из одного материала.

Вариант 3. Игровые действия: фантазировать и рассуждать о возможности изменения качества предмета при замене материала, из которого я он изготовлен.

Взрослый. К Самоделкину в гости пришел его друг Фантазер. Он умеет изменять свойства предметов. Только мы должны ему хорошенько объяснить, что надо поменять и для чего нам это пригодится.

-Самое простое для волшебства – это мяч. Какой у нас в группе мяч? (Резиновый.) Что умеет такой мяч? (Он отлично прыгает, скачет, катится.) А какие еще бывают мячи? (Из кожи – кожаные, из пластмассы – пластмассовые, из ткани – тряпичные и т.д.) Какой будет мяч из стекла? Для чего он пригодится? Что умеет такой мяч? И т.д.

УПРАЖНЕНИЕ “ЗАГАДКИ”

Цель: закреплять навык правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи.

Вариант 1. Методические рекомендации: чисто и правильно произносить  стихотворную фразу, загадку, изменять силу, высоту и темп произношения.

  1. Птичка-невеличка, носик стальной, хвостик льняной. (Иголка с ниткой)
  2. Хоть и ростом невелик, а к почтению привык: перед ним дубы и клены, и березы бьют поклоны. (Топор)
  3. Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается. (Утюг)
  4. Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила)
  5. Ела-ела дуб, поломала зуб! (Пила)
  6. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
  7. Кошка лапой меня катала, на мне все нитки размотала. (Катушка с нитками)
  8. Рядом  с дворником шагаю, разгребаю снег кругом, и ребятам помогаю делать, строить дом. (Лопата)
  9. Я землю капала – ничуть не устала. А кто мной копал, тот и устал. (Лопата)
  10. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)
  11. По деревянной речке плывет кораблик новый, свивается в колечки дымок его сосновый. (Рубанок)
  12. Без головы, а в шляпе. Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)
  13. На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток)

Вариант 2. Методические рекомендации: чисто и правильно произносить заданную фразу в роли выбранного инструмента.

Взрослый. Сейчас я вас заколдую и превращу в разные инструменты или приборы. Вы начнете разговаривать необычным образом.

  • Молоток стучит, поэтому все слова делит на слоги: “Я са-мый бой-кий ра-бо-чий!”.
  • Пила в работе визжит, поэтому в словах со свистящими и шипящими звуками она их растягивает и произносит громче обычного: “Расскажжжжу я вам рассссказзззз в полтора дессссятка фразззз!”.
  • Клещи громко щелкают, поэтому между словами слышен громкий щелчок языком.
  • Плоскогубцы сильно сжимают зубы и удерживают деталь, поэтому и разговаривают “сквозь зубы”, не разжимая их даже на гласные. И т.д.

ИГРА “МОЛОТОК”

Цель: развивать звукопроизношение и речевой слух ( определять на слух звук “Т” в словах); закреплять навык звукобуквенного анализа, деления слов на части (слоги) подбора рифмы.

Вариант 1. Игровые действия: слушать слова ведущего, подавать заранее оговоренный сигнал при произнесении заданного  звука.

Взрослый рассказывает стихотворение.

Ток, ток, ток,

Бей покрепче молоток!

Тук-тук-тук,

Если “т” услышишь вдруг!

Вариант 2. Игровые действия: делить слова на части (слоги), отстукивая “молоточком” (кулачком) ритм.

-Наши молоточки – бойкая братва,

Стучат что есть мочи, засучили рукава!

Сожмите пальцы в кулаки – 

Постучите, молотки!

В каждом слове молоток

Прибьет к слогу нужный слог!

Взрослый. Делим слова на слоги, отстукиваем своим “молоточком”-кулачком нужное количество слогов: бе-ре-за – 3 слога (3 раза постучать); ка-ран-да-шик – 4 слога, пи-ла – 2 слога, на-сос – 2 слога, гвоздь – 1 слог И т.д.

Вариант 3. Игровые действия: подбирать слова в рифму, сочинять двустишия. 

Воспитатель. “Молоток – браток, любит порядок!” Все слова, что похоже заканчиваются (на -ок или -ток),  будут “дружить” с молотком.

  • Молоток – листок, поясок, носок, восток, крючок.
  • У других инструментов другие “друзья” по рифме. Например, пила – метла, верстак – мастак, гвоздик – мостик, иголка – елка. И т.д.
  • Давайте поможем словам крепче подружиться – соедините их в стихотворении.

Например: 

  1. Стукнул по березе молоток, упал с березы последний… (листок).
  2. День работала пила – напилила, насекла. К вечеру упала, метла… 9заплясала).
  3. Чтобы починить наш мостик, пригодится папин …(гвоздик).

ИГРА “УЗНАЙ МАСТЕРА ПО ИНСТРУМЕНТУ”

Цель: уточнять знания детей о содержании и  особенностях труда взрослых по созданию различных предметов рукотворного мира; стимулировать развитие мышления, связной речи.

Материал: предметы или картинки с изображением разных предметов рукотворного мира, предметные и сюжетные  картинки по темам “Профессии”, “Инструменты”.

Взрослый. Мы попали с вами в город Мастеров. Выберите себе роль какого-нибудь мастера, профессию. Для этого необходимо взять нужную сюжетную картинку, рассказать, кто на ней изображен.

Вариант 1. Игровые действия: группировать инструменты, приборы (или картинки с их изображением), объяснять свой выбор. Дети делятся на подгруппы и выбирают набор картинок понравившихся профессий. Затем они подбирают инструменты (предметные картинки), которые необходимы для работы людей этих профессий.

После дети называют действия с данными инструментами.

Вариант 2. Игровые действия: узнавать профессию человека по выбранным им инструментам.

Первый ведущий определяется по считалке. он выбирает из общего набора на столе картинки предметов, относящихся к определенной профессии. Затем называет их: “Я взял линейку, карандаш, картон, копировальную бумагу, лекала. Какая у меня профессия?” Игрок, угадавший первым словом “модельер-конструктор”, сменяет в игре ведущего и собирает другие картинки инструментов, приборов для своей загадки.

Вариант 3. Игровые действия: называть детали приборов, инструментов, их значение.

Взрослый. Иногда приходится мастерам ремонтировать и чинить свои инструменты и приборы. Посмотрите, какие детали вы видите? От какого они инструмента (прибора)? Для чего они предназначены? Например:

  • Рукоятка и  боек – это от молотка. за рукоятку человек держит молоток, а бойком ударяет по гвоздю.
  • Деревянные ручки, металлические зубцы и пластина – это от пилы. За ручки люди тянут и толкают пилу, а зубчиками режут деревянную деталь.
  • Шариковый стержень с чернилами, пластмассовая трубка, носик и крышечка – это шариковая ручка. Шариковый стержень прячется в трубке, крепится носиком и крышечкой. А шарик в носике стержня распределяет тонкий слой чернил по бумаге. И т.д.

ИГРА “ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ”

Цель: развивать связную речь (умение строить  сложное предложение доказательной формы высказывания); упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Материал: фото или картинки  инструментов, приборов, канцелярских принадлежностей; изображение Незнайки.

Вариант 1. Игровые действия: опровергать неверное высказывание, исправлять, объяснять свою точку зрения.

Взрослый: Незнайка пришел в мастерскую к Самоделкину. Но совсем не знает, какой предмет для чего нужен. Помогите Незнайке исправить ошибки.

-Незнайка считает, что пилой режут хлеб, колбасу, замороженное мясо и рыбу. Вы с ним согласны? Почему?

-А гаечным ключом, по мнению Незнайки, открывают замки. Это верно? Объясните почему?

-Придумайте сами, какие небылицы  мог сочинить Незнайка про все эти инструменты, приборы и канцелярские принадлежности.

Вариант 2. Игровые действия: пояснять пословицы и поговорки об инструментах.

Взрослый. В народе всегда ценились трудолюбивые люди. О них складывались пословицы и поговорки. а вот значение этих поговорок не всем понятно. Объясните Незнайке, о чем говорится в таких пословицах, какой смысл  в них передается нам с давних времен?

  • если инструмент хорошо работает, надо хвалить руки.
  • Без сохи – не пахарь, без молотка – не кузнец.
  • Без топора – не плотник, без иглы – не портной.
  • Без клещей кузнец, что без рук.
  • Плотник без топора, что изба без угла.
  • Не молот железо кует, а кузнец молотом бьет.
  • Не игла шьет, а руки.
  • У плохого мастера всегда инструмент виноват.
  • Без косы сена не накосишь. (Надо заранее подготовить инструмент и материал для работы.)
  • Худая снасть и отдохнуть не даст. (Если не беречь инструменты, то и работать будет тяжелее.)
  • Молоть жерновом – не то, что языком. (Работ тяжелее разговоров, болтовни.)
  • Для того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть. (Надо выбирать инструмент, подходящий для конкретной работы.)
  • И малый топор может срубить большое дерево. (В работе нужны усилия.)

 

 

Комментарии.

Оставить комментарий.

Архив
0
    0
    Корзина
    Ваша корзина пустаВернуться в магазин

        ВходРегистрация
          Загрузить
          Удалить
          Please wait...
          Free
          0.00EUR
          Discount ()
          -0.00EUR
          Subtotal
          Fee
          0.00EUR