ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ - РУССКИЙ КАК РОДНОЙ

Нажмите «Ввод», чтобы отправить форму.

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает взрослый.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Специалисты определяют основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечают, что перед взрослым стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи.

Иногда работа взрослого по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков русского языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В тоже время в работе по формированию звуковой стороны речи взрослые могут использовать некоторые логопедические приемы

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

РАЗДЕЛ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику. логические паузы, ударения, темп, ритм, тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную. Хорошо звучащую речь, взрослый должен решить следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание его направление), фонематических слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами
  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  5. Формировать правильное произношение всех звуков русского языка.
  6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию.
  7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  8. Формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
  9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух.

Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый) и тембру ( отличают по голосу маму и других близких), а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т.е. его акцентно – слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящее от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

В дальнейшем большую роль в развитии речи играет формирование фонематического слуха, т.е. способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно.

Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений,, возникающих при движении органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, воспитание речевого слуха направленно на выработку  у детей умения воспринимать  в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т.д.)

 

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Поэтому задачами взрослого являются: 

  1. развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта и т.д.:
  2. развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами;
  3. развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

 

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕЕ РЕЧЕВОГО ДАХАНИЯ

Источником образования звуков речи является воздушная струя выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производится через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных наращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием к речи детей со стороны взрослых.

Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.

Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, отчего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Поэтому задачами взрослого являются: 

  1. используя специальные игровые упражнения, вырабатывать  свободный, плавный, удлиненный  выдох;
  2. путем подражания речи взрослого воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном вдохе).

 

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека. Рассмотрим важную характеристику голоса отдельно.

Высота голоса – повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот.

Сила голоса – произнесение звуков в определенной громкости (громко – нормально – тихо), а также умение произносить звук полнозвучно.

Тембр голоса – качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т.д.)

Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Различные заболевания верхних дыхательных путей, хронические насморки, аденоидные разращения и т.п. способствуют возникновению голосовых нарушений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с  неправильным его использованием: перенапряжении голосовых связок, вызываем постоянно громкой напряженной речью, особенно в холодное время года на улице, неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка (например, дети подолгу подражают писклявой речи маленького ребенка или говорят низким голосом за “папу”). Нарушения голоса могут возникать также у детей, перенесших заболевания носоглотки или верхних дыхательных путей и не соблюдавших во время заболевания или сразу после него щадящего режима для голоса.

Неправильно использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка (слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах); с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряженного голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т.д.).

Задачами взрослого являются: 

  1. развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса –  силу и высоту;
  2. приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо – громко).

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков русского языка. В детском саду эта работа должна быть закончена.

Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, если они умеют владеть своим голосом. очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию.

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата (расщепления твердого и мягкого неба, отклонения в строении зубо-челюстной системы, короткая подъязычная связка и т.д.), недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других). Снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи (неумение слушать себя и других), усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения.

Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука. замене одного звука другим, искаженному произношению звука. особенно важно начать вовремя работу с детьми, у которых выявлены замены и искажения звуков, так как замены звуков в дальнейшем могут проявляться и в письменной речи (замена одной буквы другой), а искаженно произносимые и вовремя не исправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий (со стороны специалистов и самого ребенка) и более длительного времени для их устранения.

Кроме того, надо помнить, что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомом, признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения (алалия, дизартрия и т.д.).

Взрослый должен: научить ребенка правильно произносить все звуки в любой их позиции (в начале , в середине, в конце слова) и при различной структуре слова ( в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове), вовремя выявить детей с недостатками речи и при необходимости своевременно попасть к специалистам.

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ

Хорошая дикция, т.е. четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируются у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка.

В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов в фразах. Но не всегда можно добиться хорошей дикции только по подражанию. Этому могут препятствовать недостаточно развитый речевой слух, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, неумение владеть своим голосом и др.

Нередко нечеткая дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четкой, смазанной, они не всегда ясно произносят окончания слов, фраз.

Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою, с развитием речевого дыхания, артикуляции, овладения голосом улучшается у ребенка дикция.

Взрослый должен давать ребенку образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следить за четкостью своего произношения.

РАБОТА НАД ОРФОЭПИЕЙ

Чтобы люди могли понимать друг друга, звуковое оформление устной речи должно быть единым. Поэтому взрослым необходимо не только самим соблюдать правила устной речи, но и приучать к этому детей.

Неоднократно мы встречаемся с тем, что дети в своей речи употребляют местный говор, ошибки просторечия, неправильное ударение, “буквенное” произношение слов (что, чего вместо што и чево и т.д.)

Взрослый осуществляет постоянный контроль за соблюдением ребенком норм литературного произношения слов, своевременно исправляет ошибки, давая образец правильного произношения. Задачей взрослых является повышение произносительной культуры своей речи путем овладения орфоэпическими нормами родного языка, систематического использования различных пособий. словарей при подготовке к занятиям.

РАБОТА НАД ТЕМПОМ РЕЧИ

Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз.

Работа взрослого должна быть направлена на то, чтобы выработать  у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ

Интонация –  это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающей:

Мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.д.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

Ритм – равномерное чередование ударных гласных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

Фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большой напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

Тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки (“грустный, веселый, мрачный” тембр и т.д.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений,  а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла, может измениться смысл высказывания.

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передавать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь взрослого должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительной речи ведется в основном путем подражания. Взрослый при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно ребенок, слыша правильную речь, выразительную речь взрослого, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над “живым” звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ.

Первый этап  – от 1 года 6  месяцев до 3 лет. Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря.  Сформировавшееся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребенка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему взрослый получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи ребенка. Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний.

Значительно возрастает эффективность работы, поскольку занятия с детьми в возраст это 1 года 6 месяцев до 3 лет  при проведении индивидуальных занятий.

ВТОРОЙ ЭТАП ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Второй этап от 3 до 5 лет . В этом возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа На этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков русского языка.

ТРЕТИЙ ЭТАП ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ.

Третий этап – от 5 до 7 лет. Этот этап является как бы завершающим периодом по формированию звуковой стороны речи ребенка в дошкольном периоде. К началу этапа наиболее сложные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, чтобы четко различались звуки, которые близки по артикуляционным  или акустическим признакам ( с-ш, з-ж и др.) Специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха детей.

Воспитание звуковой культуры речи строится сейчас на дифференциации основных пар звуков и одновременно включает работу над дикцией, темпом, интонационной выразительностью и т.д.

Имея в виду основное содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи на каждом этапе, взрослый должен вместе с тем учитывать индивидуальные особенности развития речи ребенка

 

Оставить комментарий.

Архив
0
    0
    Корзина
    Ваша корзина пустаВернуться в магазин

        ВходРегистрация
          Загрузить
          Удалить
          Please wait...
          Free
          0.00EUR
          Discount ()
          -0.00EUR
          Subtotal
          Fee
          0.00EUR